Игорь и Алла (igor_alla) wrote in garden_history,
Игорь и Алла
igor_alla
garden_history

Кадриорг, Таллин, Эстония / Kadriorg, Tallinn, Estonia

Для своей любимой жены Екатерины, бывшей ему верным другом и спутником в военных походах, Петр первый в 1714 году решил построить дворец на ее родине, в Эстонии, в окрестностях Таллина. По ее имени «дом и огород Его Императорского Величества в роще при Ревеле» и получили свое название - Екатериненталь, - которое в 1740-х годах превратилось в Кадриорг, что по-эстонски означает «долина Екатерины».
59,04 КБ

У местного дворянина Петр купил небольшую мызу на берегу моря, понравившуюся ему тем, что главный дом напоминал жилище голландского горожанина.
76,06 КБ
[Домик Петра первого]
Вскоре он издал указ отбирать по всем окрестностям Нарвы и Таллина лучшие деревья для нового парка, а в июле 1718 года прибыл в Кадриорг в сопровождении итальянского архитектора Николо Микетти, которому надлежало построить дворец и разбить парк. Хроника того времени сообщает, что «Петр Великий, будучи в Ревеле, изволил быть на загоpoдном дворе, и близ того же двора размеривали фундамент, где быть палатам и огороду; в присутствии был архитектор Микетти». Сам Микетти, бывший главным архитектором Петербурга, не мог руководить строительством дворца, и его планы претворяла в жизнь целая плеяда инженеров и архитекторов, среди которых были его ученик Гаэтано Киавери, инженеры Антонио Алимари и Джакопо Гаспари, известный в будущем русский архитектор Михаил Земцов и садовник И. Сурьмин; художественную отделку дворца выполняли мастера из Санкт-Петербурга, Риги и Таллина, а каменщиков привозили даже из Пскова и Новгорода.

44,55 КБ

Ко времени смерти Петра I в 1725 году ни дворец, ни парк не были закончены. Екатерина не проявляла к своему эстонскому дворцу ни малейшего интереса, и ни разу после смерти мужа его не посетила. Именно она приказала уволить «дорогостоящих иноземцев» и прекратить создание в парке системы фонтанов и украшение его скульптурами и павильонами. К 1731 году наскоро завершенный парк приобрел тот вид, в котором он в целом и сохранился до наших дней. Одновременно было остановлено и строительство дворца, завершенное лишь в 1736 году – спустя одиннадцать лет после смерти Петра I.

64,01 КБ

Дворец находится примерно в трехстах метрах от моря: он отделен от него парком и выходит к нему боковым фасадом. В отличие от, например, Петергофа, где море играет важнейшую роль в планировке дворцового ансамбля, в Кадриорге оно кажется примыкающим к парку случайно. Северный фасад дворца членится на части высокими пилястрами, две центральных из которых обрамляют увенчанный барочным разорванным фронтоном ризалит. Овальное окно, резко выделяющееся из ряда прямоугольных, придает ризалиту особо нарядный вид. Горизонтальность дворца подчеркивается ритмом окон с одинаковыми наличниками на каждом из трех уровней. Нижний ярус ризалита (точно совпадающий с цокольным этажом дворца) занимает скромный портик с четырьмя тосканскими колоннами. Южный, выходящий в Верхний сад, фасад имеет всего два этажа и заметно отличается от Северного. Ризалит также, как и на Северном фасаде, подчеркнут разорванным фронтоном и украшен круглым окошком. А вот в центре второго яруса, являющегося на противоположенном фасаде средним, появилась дверь, по форме схожая с оформлением наличников окон. От нее в сад спускается широкая невысокая лестница.

52,69 КБ

Комнаты во дворце расположены анфиладой; покои царя занимали ближнее к морю крыло; вид на море открывался из угловых комнат. В одной из них находился кабинет Петра, разделенный на две части шкафом-ширмой и отделанный дубовой резьбой. Внесла свой вклад в планировку дворца и Екатерина: высокое положение не заставило ее изменить своим увлечениям, и она, как и подобает хозяйке, любила готовить. Специально для нее помимо отведенной для прислуги кухни на цокольном этаже была устроена еще одна – на piano nobile, около зала и парадной лестницы. В каждом крыле дворца были уборные. Комнаты, находящиеся по обе стороны зала, при Петре напоминали голландский городской дом, с паркетными полами из дуба и клена, белеными стенами, которые предполагалось обить штофом, филенчатыми дверями, окнами с маленькими стеклами в дубовых рамах (каждое из которых состояло из двадцати четырех квадратов) и печами. Во всем дворце с петровских времен уцелел до наших дней лишь один потолок – в одной из угловых комнат третьего этажа,– он покрыт барочной лепниной и разделен на поля тягами.

Парк в Кадриорге, как и многие парки петровского времени под Петербургом (например, Стрельна), композиционно подразделяется на два: Верхний и Нижний. Его ось определяла посаженная еще предыдущими владельцами каштановая аллея, а характер – приморский ландшафт с валунами и вековой дубовой рощей. Верхний сад состоял из Цветочного сада (то есть партера) и Миражеского пруда,
54,87 КБ
-
60,98 КБ

а Нижний в основном представлял собой пересеченный прямыми аллеями естественный лесной массив. На перекрестках предполагалось поставить статуи или фонтаны или построить садовые павильоны, однако смерть Петра не позволила реализовать первоначальный вариант плана. И все же по сторонам аллей были вырыты каналы, некоторые из которых сохранились (правда, к сожалению, в плачевном состоянии) до наших дней; в прежние времена через них были переброшены мостики. Кроме того, в Кадриорге были разбиты Фруктовый сад, в котором росли красная и черная смородина, крыжовник, яблони, вишни, сливы и груши, и Каштановый сад, использовавшийся в качестве питомника для предназначенных для Петербурга импортировавшихся из Голландии саженцев каштановых деревьев. Интересно, что вход в Кадриорг при Петре был открыт для жителей Таллина.
82,75 КБ
Ворота Нижнего сада

На протяжении практически всего восемнадцатого века судьба Кадриорга мало заботила его владельцев – российских императоров и императриц – хотя какая-то жизнь по-прежнему продолжала теплиться в ансамбле. В 1806 году дворец стал использоваться в качестве летней резиденции губернатора Эстляндии; во время путешествий в нем останавливались все императоры, правившие на протяжении XIX века от Александра I до Николая II. В XIX веке считалось, что парк Кадриорга слишком велик для небольшого провинциального города, и существенная его часть (около одной третьей) была отдана под застройку: сегодня здесь располагается один из самых престижных районов Таллина. После революции дворец был превращен в музей, однако в 1929 году там разместилась резиденция президента Эстонской республики, благодаря чему в нем была проведена капитальная реставрация, которая, однако, повлекла за собой частичную утрату исторического убранства здания и его перестройку. После того, как Эстонская Республика стала частью Советского Союза, дворец Кадриорг вновь был превращен в музей, которым остается и сегодня.
41,57 КБ
Все фотографии - октябрь 2006 года
Tags: estonia, gardens, Эстония, сады
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments